Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Важнейшим условием функционирования образовательного учреждения является соответствующая требованиям организации образовательного процесса система материально-ресурсного обеспечения. Для качественной организации обучения в школе функционируют 10 учебных кабинетов. Для проведения организационно-массовых, воспитательных мероприятий, методических, научно-практических совещаний, родительских собраний имеется актовый зал на 80 посадочных мест.
На базе школы функционирует 1 компьютерный класс.
Имеется школьная столовая, организовано горячее питание для учащихся классов. В школе оборудован
один компьютерный класс, оборудованный металлической дверью, оснащен
интерактивной доской и мультимедийным проектором.
Объекты для проведения практических занятий
Столовая
(Буфет). |
|
-
В организации имеется столовая (буфет) с площадью в соответствии с СанПиН |
Да |
Численность
обучающихся, получающих горячее питание |
36 |
Физкультурный
зал. Отметьте наличие безопасного и пригодного для проведения уроков
физической культуры физкультурного зала и его характеристики: |
Нет |
Медицинский
кабинет |
Нет |
ИНФРАСТРУКТУРА
ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА |
|
-
В организации имеется собственный актовый зал |
Да |
ИНФОРМАЦИОННАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА |
|
-
В организации имеется компьютерный класс |
Да |
Количество
компьютерных классов в вашей организации |
1 |
-
В компьютерном классе имеется металлическая дверь |
Да |
-
В компьютерном классе имеется электропроводка |
Да |
Число
компьютерных классов, удовлетворяющих всем вышеуказанным условиям. |
1 |
Число
персональных компьютеров, используемых в учебных целях |
10 |
Число
персональных компьютеров, имеющих доступ к Интернет |
5 |
Количество
мультимедийных проекторов |
5 |
Количество
интерактивных досок |
1 |
Библиотека
МКОУ «Калининаульская СОШ
имени С.И.Капаева» обладает библиотекой с читальным залом и с общим книжным фондом – 3939:
учебники - 2478;
художественные
книги - 1240;
методическая литература – 221.
Библиотека работает по плану,
утвержденному директором школы. В библиотеке имеются зоны для работы
пользователей, книгохранилище, рабочее место библиотекаря. В библиотеке есть
компьютер, телевизор, DVD.
Режим работы с 8 часов до 14 часов. Библиотека работает совместно с Домом
культуры, сельской библиотекой. Приходят читатели из села. Работа в основном
была сконцентрирована на выдаче учебников ученикам и контролю за содержащих в
числе. Учебники приобретаются за счет республиканского, муниципального бюджета.
Также выдается художественная, методическая литература. В библиотеке не хватает
нужных книг. Мало учебников по родной литературе 1-9 классов, по биологии,
истории, географии, по алгебре, английскому языку в старших классов, по
русскому языку и литературе. Ребята младших классов читают интересом, с
радостью рассказывают о прочитанном. Дети старших классов редко посещают
библиотеку. Они больше увлечены компьютером, телефоном, планшетом. Все
подаренные книги получили особенные ярлычки и написаны в отдельной тетрадке.
Вся поступаемая в библиотеку литература своевременно регистрируется в
инвентарной книге. Все книги в библиотеке расставлены в соответствии тематикой,
разделены буквенными разделителями по алфавиту.
Художественная
литература разделена по жанрам: детская, классическая, поэзия, сказки.
Библиотека эстетично оформлена, много комнатных цветов. Ценные издания хранятся
в отдельном шкафу. В два месяца один раз проверяются читательские формуляры с
целью контроля над возвратом в библиотеку выданных книг, с должниками ведется
соответствующая работа. В библиотеке работает актив (ученики 5-8 классов) который
проводит рейды «Живи, книга!». Один раз в четверть выпускают газету «Живи,
книга!», где отражаются все замечания по проверке сохранности учебников.
За истекший год в школе
были проведены мероприятия по плану библиотекаря школы. Ко Дню Знаний
организовала выставку книг, выпустила стенгазету «Первый раз - в первый класс!».
По нравственному воспитанию провела:
- литературно-музыкальную
композицию ко Дню Учителя «Учитель - верный спутник детства»;
-устный журнал « Знаем ли правила дорожного движения?».
Знакомство учащихся
первого класса со школьной библиотекой. Беседа о правилах пользования с
книгами. Проведен месячник школьной библиотеки. Утренники «Библиотекарь вечен
на земле», «Природа готовится ко сну», «Мудрость народа- Гамзат Цадаса», «И мужество, как знамя пронесли», «Трамвай сказок
и загадок», «Пусть не гаснет факел дружбы народов Кавказа», «Неделя детской
книги». К юбилярам года выпустили стенгазеты, организовали выставки: «Балалардынъ
досы», «Сен бизи мен, Кадрия!». Библиотечный час: «Герои России». Ко дню
славянской культуры организовала выставку: «Чудо, имя которому -книга!».
Все мероприятия прошли на должном уровне. В
следующем году думаю продолжить работу
по совершенствованию с электронными носителями разнообразить с активом
библиотеки.
Библиотекарь: Янгазиева С. К.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные
человеком, а также предметы естественной природы, используемые в
образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента
деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения,
воспитания и развития.
Общепринятая современная типология
подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал)
Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии)
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы,
учебные фильмы на цифровых носителях)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая
роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом
педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом
учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь
компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают
большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные
аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные
ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются
наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что
в переводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная
технология на основе пpогpамно – аппаратного комплекса, имеющего ядро в виде
компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники.
Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации
интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для
нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для
синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).
Принципы использования средств обучения
o
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
o
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.)
o
сотворчество педагога и обучающегося
o
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии,
географии, , математике, русскому языку, ОБЖ, ИЗО, начальным
классам;
-карты по истории и географии;
-картины по русскому языку, литературе;
-натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии,
математике, начальным классам;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
- телевизор -8
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры 10;
Сканер 1
Принтер 3
Словесные:
-учебники;
-художественная литература;
-словари;
-другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств
воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые
используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом связана информация,
необходимая для развития внутреннего мира личности
воспитанника;
2) информация об объекте выделена как
предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной
(устной или письменной) форме;
3) объект вместе со своей информацией
включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых
контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том,
что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания,
которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен
сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом
сориентироваться, классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в
результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает
одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное
формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения
воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала,
формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам,
учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного
воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так
называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой
деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
а) выясняют условия совместного
выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
ж) проверяют и оценивают итоги совместно
проделанной работы.
Совместная деятельность школьников
становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого
ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного
содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими
учениками.
Личностно-развивающие возможности
совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:
1) в ней должны быть воплощены отношения
ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной,
значимой и интересной для детей;
3) совместная деятельность должна быть
эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам
других детей и умению радоваться их успехам.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается
преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие
этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.
Осуществляется через:
-дежурство по классу, школе;
-работу на пришкольном участке.
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной, так и во
внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
-организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
Условия питания обучающихся в учреждении
Информация о ежедневном меню горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования размещена на странице раздела Питание.
В организации
имеется столовая (буфет) с площадью в
соответствии с СанПиН |
Да |
Численность
обучающихся, получающих горячее питание |
36 |
Условия охраны здоровья обучающихся
Сведения об охране здоровья обучающихся
Сохранение и укрепление здоровья учащихся —
одна из важнейших задач образовательного учреждения. Известно, что состояние
здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых
находятся дети (санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и
температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем
жизнеобеспечения). Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Поэтому
особое внимание в нашей школе уделяется санитарно — гигиеническому состоянию
школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими,
моющими, дезинфицирующими средствами. В каникулярное время обязательна
генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами
мест общего пользования, классов и других помещений. Тем самым осуществляется
максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание
санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне
В современных условиях напряженная программа
обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей,
поэтому под особым контролем находится освещенность в учебных классах и
других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и
замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием
экологического комфорта в классах.
Деятельность нашей школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды;
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и
воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика
девиантных форм поведения и др.
В школе организована работа по следующим
направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного
аппарата и др.;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- организация и проведение прогулок в начальной школе;
- проведение «дней здоровья»;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия.
Деятельность педагогов при таком подходе к
педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня
обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для
сохранения и развития здоровья. Коллектив школы занимается разработкой модели
здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
- создание комфортных условий обучения
(моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности);
- использование оздоровительных методик,
регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и
физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный
для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции
оздоровительного процесса в образовательный.
Созданы комфортные условия для пребывания
детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.
Важнейшим условием деятельности
педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях
здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на
уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения
продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических
особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их
продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- использование физкультурных пауз на уроках.
Успешность любой педагогической технологии
зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической
направленности его педагогической деятельности. Возникла необходимость в
корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия
учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества. В
режим работы школы в обязательном порядке введены утренняя физзарядка и
физкультминутки на уроках.
Расписание составлено в соответствии с
санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим
надзором. Увеличен объем двигательной активности.
Дополнительное образование вносит существенный
вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и
реализуется во второй половине дня.
Своеобразие этого направления заключается в
том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе
обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной
программы.
Дополнительное образование обеспечивает
развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь,
получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в
современном обществе.
Во второй половине дня, для всех детей
организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции и кружки,
участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации
экскурсий, походов и прогулок.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни
Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
Творчески организована спортивная работа с
учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни
здоровья. Также в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем
воздухе.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене —
все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых
занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Большое внимание уделяется профилактической
работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется
программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают
информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в
лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, посвященные
борьбе с вредными привычками. Большое внимание уделяется
профориентационной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об
интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья
влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать,
если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных условиях.
Классными руководителями спланирована работа
на классных часах по формированию здорового
образа жизни учащихся.
Для учащихся организована работа кружков:
-футбол;
-волейбол;
-театральная студия.
Занятия в кружках повышает интеллектуальный
уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние
учащихся.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из приоритетных направлений в деятельности Учреждения является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для учащихся – 10 компьютеров, 1 компьютер
для работы библиотеки. Объединены в
единую локальную сеть, имеют выход в Интернет почти все компьютеры в школе.
Ученики имеют возможность работать в сети
Интернет на уроках информатики. В свободное от уроков время каждый
желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет
может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных
задач.
Рассматривая процессы повышения
эффективности образовательного и управленческого процессов через призму
информатизации, мы считаем, что школьный компьютер может и должен стать тем
инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность учебных
занятий, так как:
включение в урок мультимедиа материалов
(видео, звука, иллюстрационного материала) повышает его наглядность;
использование цифровых образовательных
ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала
каждым учащимся индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
компьютер позволяет включить межпредметные
интеграционные процессы, так как он по своей сути инструмент надпредметный, а
применение, к примеру, одних и тех же программных средств и алгоритмов при
решении математических, физических, химических и других задач акцентирует
внимание на общности изучаемых в рамках разных предметов тем и законов;
сетевые возможности компьютера позволяют
выйти в поисках необходимой информации за рамки учебной аудитории, того объема
информации, которая предоставляется учителем или родителями.
В Учреждении создан, постоянно
пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — об
Учреждении и её основных направлениях; — об истории и развитии Учреждения
и традициях; — об учащихся; — о
педагогических работниках и т.д.
На сайте Учреждения размещаются важные
документы, касающиеся организации образовательного процесса – отчет о
самообследовании Учреждения, документы, регламентирующие работу школы.
Учреждение имеет доступ к сети
Интернет. Провайдер компания «Электросвязь» -
один из наиболее динамично-развивающихся операторов связи Республики Дагестан
Назначен ответственный за работу «точки
доступа к сети Интернет» в Учреждении.
Координация и информационно – методическое
обеспечение осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной
работе.
Доступ
родителей и детей к информационной системе Дневник.ру: https://dnevnik.ru/
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru
Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
Всероссийская олимпиада школьников - http://www.rusolymp.ru;
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена - http://ege.edu.ru;
Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru;
Начальная школа детям, родителям, учителям - www.nachalka.com;
Федеральный центр тестирования - http://www.rustest.ru;
Занимательная математика – школьникам
(олимпиады, игры, конкурсы по математике) - http://www.maht-on-line.com;
Образовательный
портал "РЕШУ ЕГЭ" http://reshuege.ru/
- Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании - http://www.edu-all.ru
- MультиЛекс Online: электронные словари онлайн - http://www.online.multilex.ru
- Cловари русского языка на портале «Грамота.ру» - http://www.slovari.gramota.ru
- Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» - http://www.glossary.ru
- Толковый словарь В.И.Даля - http://www.vidahl.agava.ru
- Яндекс.Словари - http://www.slovari.yandex.ru
- Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» - http://www.megabook.ru
- Детская энциклопедия "Потому.ру" - http://potomy.ru
- Инновационная образовательная сеть «Эврика» -http://www.eurekanet.ru